1. Уважаемые форумчане. Пришло время ежегодной оплаты хостинга. До 12 ноября объявляю сбор на эту самую оплату. Если собрано не будет, придется форум закрывать. Все подробности и номера кошельков в теме "Скидываемся на оплату хостинга", последнее сообщение темы + обновила первое сообщение. С уважением ,Вересклет.

1918 год. Пароходная война на Волге

Тема в разделе 'История, наука и религия', создана пользователем Flavius, 16.06.2017.

  1. Оффлайн

    Flavius Студент

    На форуме с:
    05.04.2013
    Сообщения:
    7.593
    Симпатии:
    8.003
    Баллы:
    41
    Белые. Мичманы-пираты

    [IMG]

    Потом большевики семьдесят лет утверждали, что не являлись в Революцию шпионами врага и не выполняли задания германского генштаба. Однако в 1918 году, когда чехи и словаки, желающие воевать на стороне Антанты, собрались покинуть Россию и этим сильно обеспокоили немецких генералов, Троцкий приказал их разоружить.

    Тогда солдаты Чехословацкого корпуса, растянутого по железной дороге между Пензой и Владивостоком, сами начали повсеместно разоружать красных, заняв в том числе и Самару. Вскоре в городе было начато формирование Народной армии для борьбы с большевиками, которую возглавил подполковник Владимир Каппель. Чехи хотели, чтобы армия Каппеля прикрыла Самару с флангов, заняв Симбирск и Сызрань.

    На записном пункте Народной армии встретились и разговорились два мичмана, Василий Ершов и Георгий Мейрер. Ершов заявил, что главная задача сейчас – добыть для формирующейся армии хлеб. Мейрер сообщил, что красные, покидая город, угнали по Волге баржу с мукой и, по слухам, встали на якорь верстах в двадцати от Самары. Мичманы сошлись на том, что эту баржу было бы неплохо захватить, для чего было бы недурно создать Волжскую военную белую флотилию. Ершов предложил Мейреру эту флотилию возглавить, а Мейрер в ответ предложил Ершову стать его начальником штаба. На том и порешили.

    И все вроде бы шло гладко, но оставался вопрос – где взять корабли? В начале года популярные в Поволжье эсеры и меньшевики предложили считать Волгу нейтральной территорией, свободной от участия в начинающейся Гражданской войне. Волжским капитанам и лоцманам идея нейтралитета пришлась по душе и поэтому, когда в Самаре началась стрельба, они демонстративно отвели пароходы метров на пятьдесят от берега, подчеркивая свое нежелание участвовать в любых авантюрах, хоть революционных, хоть контрреволюционных.

    Пока друзья-мичманы обдумывали план захвата какого-нибудь судна с лодки, к самарской пристани пришлепал (при движении пароходов их колеса, ударяясь о воду, издавали громкий характерный звук) и пришвартовался небольшой пароходик из Симбирска. Мичманы, при поддержке чешских стрелков, влетели на его палубу как раз в тот момент, когда старый лоцман (капитана на судне не оказалось) снял шапку и перекрестился, благодаря Бога за благополучное плавание.

    Георгий Мейрер с ходу призвал его на святое дело — спасать Родину. Лоцман от участия в этой миссии твердо отказался. Тогда Мейрер приставил револьвер к его голове и предложил немедленно стать на выбор — либо патриотом, либо мертвецом. Получилось излишне картинно, но результат был достигнут — лоцман перекрестился еще раз и согласился «попробовать».

    В тот же день реквизированный пароход вышел на свою первую боевую операцию. Баржу с мукой лихо взяли на абордаж, благо охранявшие судно красные были пьяны и совершенно не понимали, что происходит. В Самару Георгий Мейрер возвращался триумфально – с трофеем на буксире.

    Мичман закончил Морской корпус меньше года назад и впервые командовал кораблем. В 1918 году ему было всего 22 года.

    Красные. Секрет прямого действия

    [IMG]
    “Черноморские матросы на Волге”

    Волжская военная флотилия красных начала формироваться примерно в то же время, что и белая. В июне 1918 года в Нижний Новгород прибыл комиссар большевиков Николай Маркин, матрос балтийского флота, личный помощник Льва Троцкого.

    О предстоящих боевых действиях, конечно, никто не подозревал, военный флот на Волге нужен был красным для охраны хлеба, который отбирали у местных крестьян продотряды. За Маркиным в Нижний прибыл эшелон с тремястами матросами Черноморского флота. Большевистский комиссар столкнулся с той же проблемой, что и белогвардейский мичман в Самаре – никто из капитанов и лоцманов Волги не хотел воевать. Однако Маркин, по воспоминаниям Троцкого, знал «секрет прямого действия», позволяющий решать любые проблемы. Секрет этот Троцкий в своих мемуарах не раскрыл, но догадаться о нем можно.

    12 июля Маркин устроил митинг на пароходе «Царицын», где был встречен неодобрительными выкриками речников. Капитан «Царицына» Тихонов заявил:

    — На Волге мы воевать не должны. Волга должна быть нейтральной рекой, и братоубийством мы не будем заниматься.

    Комиссар его внимательно выслушал, после чего приказал арестовать и расстрелять. Больше у красных с лояльностью речников проблем не возникало.

    За месяц в Нижнем восемь пароходов было переоборудовано в канонерские лодки. А в Симбирске комиссаром Львом Берлином, недавним студентом Казанского университета, был организован Симбирский отряд вооруженных судов из пяти пароходов:

    «Ольга», переименован в «Авангард Революции». Построен в 1899 г. Водоизмещение 445 т. Вооружение: одна 122-мм гаубица, одна 76-мм пушка обр. 1902 г., два пулемета;
    «Коновод». Построен в 1894 г. Вооружение: три 76-мм пушки обр. 1902 г., 6 пулеметов;
    «Лев». Построен в 1901 г. Вооружение: одна 76-мм пушка обр. 1902 г., одна 37-мм пушка Гочкиса;
    «Братство». Построен в 1896 г. Вооружение неизвестно.
    «Дело Советов». Экипаж 52 человека. Вооружение: одна 76-мм пушка обр. 1902 г., несколько пулеметов.
  2. Оффлайн

    Flavius Студент

    На форуме с:
    05.04.2013
    Сообщения:
    7.593
    Симпатии:
    8.003
    Баллы:
    41
    Белые. Битва за Симбирск

    [IMG]
    “Бассейн реки Волга”

    Через несколько дней Волжская военная белая флотилия приняла участие в новой боевой операции – пароход Мейрера перебросил батальон чехов под Ставрополь. Большевики десанта не ожидали и Ставрополь был сдан ими без боя. Теперь все осознали значение Волги для хода войны в Поволжье — это была главная транспортная артерия региона, кто брал под контроль реку, тот и побеждал в начинающейся Гражданской войне.

    Штаб Самарского отряда Чехословацкого корпуса разрешил Мейреру реквизировать для своей флотилии любые суда. Мичман облюбовал два буксира и один пассажирский пароход. Один из буксиров назывался «Фельдмаршал Милютин» — могучий, один из самых больших пароходов на Волге, другой поменьше — «Вульф».

    Их палубы подходили для установки артиллеристских орудий. Армейские трехдюймовки закрепили при помощи деревянных рам, позволяющих равномерно распределять по корпусу удар отката при стрельбе. Пулеметы пристроили на крутящиеся платформы, прикрытые железными цилиндрами – получились пулеметные башни, как на настоящих военных кораблях.

    Так как никакой защиты от огня конструкция гражданских пароходов не предусматривала, Мейер приспособил для этого кипы прессованного хлопка, найденные на самарских складах. Весила такая кипа пудов двенадцать, толщиною была фута в два, и обеспечивала вполне надежное противопулевое бронирование рулевой рубки и бортов.

    Пароходы-буксиры «Фельдмаршал Милютин» и «Вульф» превратились в настоящие волжские броненосцы.

    Во второй половине июля подполковник Каппель, двигавшийся на Симбирск со своей армией по правому берегу Волги, встретил сильное сопротивление у села Климовка. Флотилии было приказано его поддержать.

    У Климовки Каппель совершил один из своих многочисленных мастерских маневров. После ожесточенного фронтального боя, длившегося весь день, он ночью, оставив на позиции лишь дозоры с нарочно зажженными кострами, передвинул всю армию за тыл красным и на рассвете обрушился на них. Толпы красноармейцев были прижаты к реке, и флотилия била по ним картечью. Артиллеристы вошли в такой азарт, что палили до тех пор, пока с берега не стали махать простынями. Это было понято как сигнал: «Прекратите огонь — своих бьете».

    Правый берег Волги был очищен от красных до самого Симбирска. В самом Симбирске была паника, четыре из пяти пароходов Симбирского отряда вооруженных судов отступили к Казани, а пятый пароход – «Дело советов» — комиссар Берлин отправил 22 июля навстречу врагу.

    Дальнейшие события в «красной» версии истории выглядят так: пароход «Дело советов» встретился с тремя белыми пароходами и, выпустив по ним за 35 минут 250 снарядов, разбил на одном из пароходов рулевую рубку (корабль потерял управление и вышел из боя), а на втором пароходе метким выстрелом взорвал боекомплект, из-за чего противник быстро затонул, объятый пламенем. Сам пароход «Дело советов» повреждений не получил и вернулся в Симбирск с триумфом.

    В «белой» версии истории события выглядят совершенно иначе. После 35-минутной перестрелки красный пароход «Дело советов» загорелся и выбросился на берег, а его команда, кто уцелел, разбежалась по камышам.

    Возникает вопрос – кому верить?

    Версия белых выглядит предпочтительнее по нескольким причинам. Во-первых, соотношение огневой мощи было сильно не в пользу красных (три орудия против одного). Во-вторых, пароход «Дело советов» после этого боя исчезает из истории.

    А в третьих, красной версии истории верить вообще трудно, поскольку ими было написано две разных версий истории пароходной войны на Волге. Первую написали в 20-е годы, вскоре после событий. Вторую — в 30-е, когда многие герои Красной флотилии уже оказались врагами народа и историю пришлось кардинально переписать, чтобы вычеркнуть из нее их имена.

    Красные. Миноносцы Троцкого

    [IMG]
    “Красная флотилия”

    В тот же день, 22 июля, Симбирск был взят каппелевцами. Почти здесь не задержавшись, Народная армия пошла на Казань. Белая флотилия, усилившись в Симбирске несколькими пароходами (в том числе самым быстроходным волжским пассажирским пароходом «Фельдмаршал Суворов») и морскими офицерами, продвигалась по реке со значительным отрывом от сухопутных частей.

    Мейрер рассудил, что красных надо брать напором, не давая им времени организовать серьезную оборону. План работал, сопротивление красных носило разрозненный и хаотичный характер – почти каждый день путь белым пытались преградить один-два-три вражеских парохода, которые отступали после короткой перестрелки.

    Георгий Мейрер вспоминал:
    «В самом деле, речная война похожа на действия двух бронепоездов, находящихся на том же пути. Уйти от боя можно, лишь отступая в одном направлении — на свою базу. Маневрировать в бою можно лишь в пределах ширины реки. Таким образом, и в стратегическом, и в тактическом отношении можно лишь двигаться в двух направлениях: вперед и назад. Так вся кампания и велась — нос к носу с противником. Тактически, где ширина реки позволяла, выстраивались в строй фронта и шли в атаку».

    Главное сражение состоялось 5 августа, в двенадцати верстах от Казани. Навстречу Белой флотилии вышли пароходы красных «Братство», «Лев», «Ольга» из состава Симбирского отряда вооруженных судов, а также буксиры «Бурлак» и «Белая акация», вооруженные в Казани.

    Красные первыми открыли огонь. Мейрер приказал идти вперед. Во время атаки флотилии сошлись так близко, что «Вульф», шедший головным, пулеметным огнем разогнал орудийную команду концевого красного парохода. С этого момента Красная флотилия расстроилась, и каждый корабль стал удирать, как мог.

    Буксиры «Бурлак» и «Белая акация» выбросились на берег, их команды разбежались под орудийным и пулеметным огнем. Симбирские пароходы со страху бежали мимо Казани вверх по течению. На следующий день «Ольга» и «Братство» были уже в Нижнем Новгороде.

    Вечером Казань была взята Каппелем (за взятие Симбирска он получил звание полковника), красные отступили на другой берег Волги и окопались у Свияжска. 7 августа туда приехал Троцкий и принялся наводить порядок.

    Первым делом он приказал расстрелять каждого десятого солдата из 2-го Петроградского полка, отступившего без приказа. Таким образом Лев Давыдович отдал дань древней военной традиции – римской децимации. И тут же обогатил военную науку новым изобретением – введением заградотрядов.

    Эти меры позволили быстро организовали Красную армию как серьезную военную силу и заложили фундамент ее неподражаемого воинского стиля, который позднее, уже в годы Второй мировой войны, блестяще сформулировал Сталин:

    — В Красной армии отступление требует большего мужества, чем наступление.

    Разобравшись с делами на суше, Троцкий начал исправлять ситуацию на реке. К концу августа из Балтийского моря через Мариинскую систему на Волгу прибыли четыре эскадренных миноносца. Александр Широград в своей книге «Великая речная война» так описал военную классификацию мирных речных судов:

    — В ходе той самой «единственной Гражданской» буксирные пароходы становились канонерскими лодками, а наливные шхуны и пассажирские пароходы — крейсерами. Даже мирные каспийские парусные рыбницы вооружались пушками и становились грозными пиратскими судами.

    На этом фоне эскадренные миноносцы были игроками из другой лиги — речными дредноутами. Против них у Белой флотилии не было ни шанса: дальнобойность орудий миноносцев вдвое превышала дальнобойность пушек вооруженных пароходов, а их скорострельность была такова, что белый пароход затонул бы трижды, прежде чем вышел на свою дистанцию поражения.

    К счастью для белых, красные пока не умели пользоваться своим преимуществом. В ночь на 31 августа Троцкий приказал прорваться мимо береговых батарей и атаковать флотилию белых, стоящую у казанской пристани.

    Ночная атака на неизвестную систему обороны по незнакомому фарватеру на кораблях, которые для этих вод вообще не предназначены, — была форменным безумием. Безусловно, балтийские и черноморские матросы, которых было много в экипажах Красной флотилии, это прекрасно понимали, однако никто не выступил против. Ведь единственной альтернативой выполнению приказа стал скорый трибунал и расстрел в ближайшем овраге.

    Красным удалось пройти незамеченными к казанскому порту и внезапно открыть огонь по стоявшим там судам. Тут реку осветили прожекторами и флотилию Троцкого начали расстреливать со всех сторон. При отступлении один красный пароход затонул, два других поврежденными выбросились на берег, но главное — были серьезно повреждены два эскадренных миноносца, причем один из них выбыл надолго.

    Белые. Золото контрреволюции

    [IMG] [IMG]
    Пароход «Фельдмаршал Суворов», ледокол «Саратовский»

    Каппель продержался в Казани месяц. Вскоре чехи потеряли интерес к войне в России, Красная армия начинала действовать все решительнее, а ее самолеты принялись ежедневно забрасывать суда белых на казанской пристани бомбами.

    Наконец 5 сентября красные пошли на штурм.

    По Волге двинулись миноносцы «Прыткий» и «Ретивый», а также вооруженные пароходы «Дядя Ваня», «Добрый», «Ташкент», «Дельфин», «Олень», «Пересвет» и плавбатарея «Сережа». Батареи белых подпустили флотилию на 20 кабельтов (3660 м), а затем открыли огонь с обоих берегов. Вскоре «Ташкент» и «Дельфин» были подбиты и начали тонуть. «Дельфин» приткнулся к берегу и сгорел, а «Ташкент» затонул посреди фарватера, причем красные артиллеристы продолжали вести огонь с кормового орудия, пока пароход не скрылся в воде.

    10 сентября красные высадили десант на казанскую пристань. Каппель уже отступил из города и Казань была взята, о чем большевики отправили в Москву простодушную телеграмму:

    — Казань пуста, ни одного монаха, попа, буржуя. Некого и расстрелять.

    Белая флотилия все это время занималась загрузкой в трюмы золота. В пароходы Мейрера был погружен взятый в Казани золотой запас Российской империи (всего около 660 миллионов золотых рублей), который было поручено перевезти в Самару.

    Мейрер вспоминал:
    — Интересно было наблюдать, как пассажирские пароходы, специально для этого предназначенные, садились все глубже и глубже под тяжестью золота.

    Теперь по Волге напористо наступали красные, пытающиеся догнать «золотой караван» («Фельдмаршал Милютин», «Вольф» и «Фельдмаршал Суворов»).

    Под Шалангой им навстречу вышли наскоро вооруженные пароходы «София», «Грозный», «Чеченец», «Горец», «Могучий» и «Вандал», прикрывающие отход каравана к Симбирску. Их атаковала Красная флотилия из пароходов «Андрей Ляхов», «Михаил Крутов», «Свобода», «Революция», «Москва» и «Казанка» и двух катеров-истребителей.

    Суда обеих сторон выстроились в боевую линию и находились в зоне огня около часа. Потом белые не выдержали и отступили.

    На следующий день они вновь вышли на бой, но красные их удивили – вооружили и провели по реке ледокол «Саратовский», непробиваемый для вражеских орудий. Белая флотилия опять отступила, при этом один из ее пароходов сильно горел.

    12 сентября пал правобережный Симбирск, пароходы с золотом спешно отступили к Самаре. Там Мейрер сдал груз в неприкосновенности, иронично отметив в воспоминаниях, что «к дальнейшей перевозке государственного запаса золота проявили необычайную заботливость как русские, так и чехи».

    24 сентября красные высадили на левом берегу Волги десант из бойцов Симбирской дивизии 1-й армии РККА. Они заняли село Петровское, потом Чердаклы и, опрокинув белых в районе современных окраин Нового города, начали наступать к мосту через Волгу. Одновременно оборону белых у моста прорвал красный бронепоезд «Свобода или смерть». Отступающих каппелевцев расстреляли десантники.

    Победа красных была полной.

    После взятия Симбирска Троцкий ненадолго вернулся с фронта в Москву. Позднее он описал радость Ленина при сообщении о взятии его родного города: «Мы выиграли! Мы выиграли!», — кричал Ильич в полном восторге.

    =======================================

    Ничего они пока не выиграли. Впереди была еще вся Гражданская война, а большевики всего лишь не проиграли ее в самом начале.

    Вскоре после Симбирска пала Сызрань. Белая флотилия оказалась запертой в ловушке. В конце месяца Георгий Мейрер и офицеры его штаба эвакуировались поездом в Сибирь, где продолжили борьбу с большевиками под знаменами Колчака. Корабли Белой флотилии — пароходы “Фельдмаршал Милютин”, “Вульф” и “Фельдмаршал Суворов” — были оставлены врагу.

    После окончательного поражения Белого движения Георгий Мейрер бежал в США, где устроился управляющим дочернего предприятия авиационной корпорации Сикорского. Он прожил долгую, счастливую, насыщенную жизнь, в конце которой очень любил вспоминать беспощадные бои своей юности за почти забытую Россию.

    [IMG]

    Автор:
    Максим КУЗНЕЦОВ.
    Источник
    Владимир_СА нравится это.

Поделиться этой страницей

Пользователи просматривающие тему (Пользователей: 0, Гостей: 0)